Премьера: Хармс как эксперимент

Популярные российские режиссеры предпочитают снимать ленты о царях, генералах и политиках – с эпическим размахом и внушительной сметой за счет госбюджета. Видимо, поэтому байопик о культовом российском поэте ХХ века Данииле Хармсе делал режиссер, создававший свой первый игровой фильм…

кино
1 ноября 2017, 00:25 Комментариев нет

Картину «Хармс» сняли, вообще-то, еще в прошлом году, но, видимо, никто из прокатчиков не поверил в ее счастливое кинотеатральное будущее (госбюджет тоже решил остаться в стороне – «фильм снят при поддержке Литвы и Македонии»). Создатели повезли ленту по фестивалям – и, о, чудо! Он собрал награды Шанхайского международного, выборгского «Окно в Европу», международного «Восток&Запад. Классика и авангард» и Уральского открытого фестиваля российского кино.

То бишь, внезапно оказалось, что получилось «кажется, не совсем фуфло». Кто бы мог подумать – снимал-то «Хармса» не Бондарчук, не Михалков и даже не Бекмамбетов, а Иван Болотников. Не трудитесь вспоминать – это его первый игровой фильм, доселе он ваял одни «документалки» (и первая из них была таки тоже про Хармса, да). Да и актеры в нем в основном малознакомые, мелькавшие до сих пор лишь в каких-то «левоватых» сериалах. На «мэтра» тянет один Александр Баширов – но он-то известный любитель посниматься в «экспериментальном кино».

Про что фильм? Ну-у-у, образованным людям стыдно задавать такие вопросы. О Данииле (Ювачеве) Хармсе, абсолютно неизвестном при жизни поэте, сгинувшем, как и многие в 1930-е годы, в горниле «окультуривания большой страны СССР лагерями», который нынче признан одной из крупнейших звезд русского литературного авангарда 1920-х годов. «Он завсегдатай беспрерывных литературных тусовок и любитель эпатажа. Живя в обществе, он совершенно от него оторван. Хармс бросает вызов времени, смело кидается в пучину действительности, размытой и вполне условной, с той же долей противоречий, какой была исполнена его натура.  В атмосфере его ветхой квартиры и редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», ленинградских улиц, набережных и крыш разворачивается удивительная битва человека с самим собой, своими пороками, страстями, с целым миром, в котором он существует, будто запертый в клетку». Это синопсис, ага.

Так что сдались даже наши отечественные прокатчики – уже после мировой премьеры 23 июня 2017 года фильм наконец-то стартует завтра и в отечественных кинотеатрах. Что ответить на вечный вопрос – стоит ли его смотреть? Думаю, для начала можно дать однозначный ответ – ежели вы не читали ни строчки из Хармса, то… лента вас может сильно удивить, ибо его творчество «ну очень самобытно». Ежели читали и любите – и в этом случае удивит, вот только либо приятно, либо не… Короче, не посмотрите – не узнаете.

Дмитрий Копалиани, специально для «ДП»




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *