Гигант показывает палец

Трансконтинентальный британско-голландский нефтеперерабатывающий гигант «Ройял Датч Шелл» накрывает «зловещей тенью корпоративного империализма» нашу губернию – покупает часть «крупнейшей сети частных АЗС» в Самаре. Правда, менеджерам «Роснефти» в обморок падать еще рано – речь идет пока всего о трех заправках…

шелл
14 сентября 2017, 13:02 Комментариев нет

На прошлой неделе концерн купил три АЗС в Самаре у собственников «одной из крупнейших частных сетей» — компании «Витязи». Это заправки на Южном шоссе, на улице Ново-Вокзальной и Московском шоссе. Представители ООО «Шелл Нефть» подтвердили факт сделки, отметив, что «считают Самарскую область перспективной для развития своей сети».

Правда, превосходные степени прилагательных, используемые «флагманами губернских СМИ» для пущего эффекта, скрывают цифры довольно скромные – «Витязям» в столице региона принадлежало до сделки всего 14 АЗС. Однако «флагманы» (видимо, немного смущенные тем же самым) не преминули отметить, что «сильной стороной этой сети всегда являлось месторасположение входящих в нее АЗС – на пересечении главных транспортных магистралей города и области». Руководители «Витязей» заявили, что компания намерена «продолжить сотрудничество с “Шелл”». В какой форме оно продолжится, уточнено не было – лишь обронена фраза о том, что сделка «открыла дополнительные возможности для развития».

В Самарской области концерн «Шелл» до последнего времени владел лишь двумя небольшими АЗС в Тольятти, заправок в Самаре у него не было. Впрочем, даже с ними говорить о «захвате серьезной доли рынка» не стоит – этого не стоит делать, даже если «Шэлл» вдруг поглотит все «Витязи» без остатка, «расширив экспансию» аж до 16 АЗС. До проблем той же «Роснефти», которой, например, три года назад приходилось продавать часть своих заправок в области, чтобы снизить долю на рынке до допустимых антимонопольным законодательством 50%, покамест как до Пекина пешком. Так что вряд ли в ближайшем будущем российским монополистам на рынке АЗС Самарской области что-то может угрожать даже чисто теоретически.

Но, как известно, в большом бизнесе никакое «ж-ж-ж» не бывает «спроста». Ежели бы «Витязи» продали свои АЗС каким-нибудь «залетным гостям с солнечного юга», это означало бы просто очередные «игры детей в песочнице». Но когда у песочницы присел «на кортаны» большой «авторитетный дяденька» («Ройял Датч Шелл» – четвертая компания в мире по величине активов), это просто не может не вызывать «безотчетное беспокойство» и у детей, и у их родителей…