Авторская колонка: Зачем Самаре столько журналистов?

«Типа солидный» губернский телеканал с восторгом констатирует – самый большой конкурс в Самарский «типа университет» на экономику, юриспруденцию и журналистику (выделено отточием и восклицательным знаком). Меня же, как в том анекдоте, мучает уже даже не вопрос, а «так, замечание» – куда они их всех девать собираются?

колонка
10 августа 2017, 00:09 1 комментарий

Начнем с того, что в обществе до сих пор представление о профессии журналиста составляют по каким-то мыльным операм и «влажным мечтам» я даже уже и не знаю кого – в головах «соискателей» мелькают размытые «малинки-малинки, такие вечеринки – тусовки, эксклюзив, сенсации, расследования». И никто даже не догадывается о том, что 99% рабочего времени журналист проводит за компьютером и у телефона (а еще есть такие страшные слова, как «дедлайн» и «норма»).

И я это не придумываю – волей судеб шесть лет «подрабатывал», обучая азам профессии будущих журналистов (не для денег, ибо смех с этого был, а не деньги, а вот именно что «для души»). И имел обыкновение на первом занятии с новой группой проводить своего рода тестирование – зачем студенты решили стать «сотрудниками СМИ»? А потом «посылал легкие намеки» на то, что в реальной жизни их ждет немного иная картина… В общем, не было ни разу, чтобы мне после этого не делали пару «откровенных признаний»: «Ах, если бы кто-нибудь нам раньше это рассказал, как вы!» (третий или четвертый курсы, что самое странное, не первогодки). Хотя многие же и признавались – да просто пойти больше некуда, надо же где-то корочки получить!

И вот на «этом розовом фоне» мне говорят, что журналистов меньше не будет. Побойтесь Будды – куда они денутся? В самарских СМИ уже даже не кризис – «черненковский застой», в газету или на телеканал берут только тех, кто согласен работать безразмерный день за очень смешные деньги (а еще снимает на «мыльницу» и «умеет фотошоп») и без надежды на перспективы роста, которых нет. Ни карьерных, ни творческих – из известных мне главных редакторов «флагманов СМИ» ни один не способен (одни по неумению, в том числе и общаться, другие по какому-то непонятному барству-снобизму) объяснить молодому журналисту, как надо делать материал. И дай бог, если один-два смогут его потом грамотно переписать…

Ну и отдельный «плач Ярославны» – какая у нас нынче в губернии журналистика… Коротко – никакой. У нас вместо нее «чего изволите?». Но упаси Будда же обвинять меня в «чистоплюйстве» – удручает не «проклятие ремесла» (я вырос в СССР, тогда говорить то, что не думаешь, и думать то, что не говоришь, было в порядке вещей). Меня печалит уровень профессионализма, точнее безграмотности – какие тут стилистические ошибки, какие смысловые повторы, какой «непереведенный на человеческий» канцелярит, если в областных СМИ во весь рост «стоит проблема» грамматики на уровне «жЫ-шЫ» и беспомощности, когда надо избежать в двух соседних предложениях повтора фразы «губернатор Самарской области».

Говорят, это от бедности – редакции-де экономят на корректорах. Я вас умоляю – если корректор должен переписывать за журналистом текст (во времена моей молодости это должны были делать редакторы, но да, теперь это «не байское дело», надо сидеть в кабинете с кондиционером, изображая «ответственное лицо», и в ухе ковырять), то зачем тогда журналисты?

В качестве эпилога – недавно услышанный рассказ о том, как строится рабочий день одной из крупнейших городских газет Самары. «Специальная барышня», «вынимающая» с «электронки» пресс-релизы, приносит главному редактору список – и тот лично отбирает, о чем сегодня будем писать… Планирование материалов, поиск актуальных тем, борьба за читателя, мониторинг, в конце концов, конкурентов? Нет, не слышали…

И вот рождаются у таких «журналистов» сенсационные материалы про «говорящую слово “Вова” собаку из Сызрани», которые с триумфом «оббегают» за день сайты всех «медиа-флагманов». В общем, куда они их всех девать собираются?..

Дмитрий Копалиани, специально для «ДП»




Комментарии закрыты

  • Михаил #1 11.08.2017 21:09
    Прохожий 5 Сообщений

    Вы правы, уважаемый Дмитрий!
    Бытует мнение, что каждый, кто может срифмовать две строки или, еще круче, выстроил их не рифмованными — тот поэт. Если человек в состоянии написать пару связанных предложений, он непременно журналист.
    Жизнь показывает, что и поэт, и журналист, это редкие и исключительные явления. Поэтому не стоит бояться факультетов журналистики. Можно научить связывать слова, но трудно научить быть человеком, уважающим человеческое достоинство других людей и преодолеть искушение стать вершителями судеб.
    Дать информацию с места события может каждый, подать информацию как событие удел немногих.
    Облизать начальника — невелико искусство, показать недостатки человека, не боясь, что это может кому-то не понравится, удел немногих.
    Обгадить человека и его жизнь немногого стоит, дорого стоит на примере жизни человека показать, к чему надо стремиться и что стоит презирать.
    Много людей умеет хоть как-то фотографировать, но так, как это умеет делать, например, Сергей Осьмачкин, умеют единицы. Много людей любит старую Самару, но так ее обрисовать и описать ее, как это делал архитектор Ваган Каркарьян, мог только он. Много людей работает журналистами, но таких, как Эдуард Кондратьев, в Самаре больше нет.
    Все, о ком я сказал, умели обобщать и быть беспощадными, однако их беспощадность никогда не унижала людей. Это вообще признак человеческой нормы.