Как японцы самарский завод похвалили

В Самарской области успешно растет и развивается предприятие, занимающееся не перепродажей или «отмывкой бюджета», а производством – уже примечательно. Вдвойне интересно то, что выпускают тут уникальную технику для всего российского агропрома. Ну и, наконец, на днях тут побывали японские специалисты из концерна «Тойота», которые всерьез намерены сотрудничать…

IMG_8475
31 мая 2017, 00:05 Комментариев нет

«Они нашли способ услышать каждого работника»

Когда попадаешь в цеха завода «Пегас-Агро», сразу же посещает ощущение какой-то тотальной рациональности происходящего вокруг. Проходы не завалены громоздкими и устрашающими «недоштуковинами», все заготовки и полуфабрикаты аккуратно разложены по полкам и стеллажам («Вот тут у них лежит ровно столько материалов, сколько потребуется сегодня!» — толкает меня в бок коллега, уже побывавший тут раньше). Цеха светлые – причем это не только (и не столько) электричество, сколько естественный свет из огромных окон. Рабочие не глядят хмуро, исподлобья, все в очень чистой, свежей униформе – каждый занят своим делом. «Тут много местных работает, со Стройкерамики и со Смышляевки», — поясняют мне. «Социально ориентированный бизнес!» — итожу я.

Без преувеличения, главные «достопримечательности» в достаточно просторных и грамотно обустроенных цехах – суперсовременные автоматизированные станки, гордость и руководителей, и самих рабочих. «Умная машина» сама изготавливает сложные детали, которые раньше требовали долгой и кропотливой сборки, подгонки и стоили оттого в несколько раз дороже. Что не только экономит кучу денег, но и избавляет от «жестких геморроев» со смежниками, нужда в большинстве которых пропадает. Не случайно первое, что сделала на заводе новая команда управленцев – полностью поменяла станочный парк.

Одним из таких «красавцев» директор ООО «Пегас-Агро» Светлана Линник повела журналистов похвастаться отдельно. 3D-лазерная резка, уникальный (ни в Самаре таких нет, ни в России), работает с января 2017 года. Это она тут же уточняет у рабочего, обслуживающего станок – привычно, без «определения субординаций» или игры на нас, журналистскую публику (сразу видно, что общаются часто и «в основном по делу»).

В общем, постепенно мне стало ясно, почему «высокий японский гость» с одобрением заметил: «Нам нравится, что тут, на предприятии, нашли способ услышать каждого!»

IMG_8429

Кадзухико Судзуки — живая легенда концерна «Тойота»

«Мы пока еще не всё осознали – но всё записали!»

Вот мы и подошли к самому главному – нас, «пролетариев компьютерной клавиатуры», созвали на завод не просто так, а «по поводу». Изменения во внешнеполитических отношениях России и Японии привели, в частности, к подписанию соглашения об экономическом сотрудничестве. Минпром РФ отобрал 12 предприятий,  которыми специалисты из Страны Восходящего солнца обязались заняться, чтобы организовать тут производство мировых стандартов и мирового же уровня. И одним из таких предприятий и стал завод «Пегас-Агро», выпускающий уникальные самоходные опрыскиватели «Туман».

Про уникальность – это не мы придумали, это слова «высокого гостя», Кадзухико Судзуки, вице-президента АО «Тойота Инжиниринг», приехавшего в составе делегации из трех специалистов сюда, в Самару, чтобы на месте оценить потенциал производства и «прикинуть» то, как и куда его можно развивать.  Человек, проработавший в мировом автогиганте 40 лет, один из создателей культового в «стране бывших Советов» автомобиля «Лексус» (очень, кстати, демократично и скромно выглядящий – легко бы «затерялся» на улицах Самары), заявил на камеры и диктофоны: «Продукция завода уникальна, в мире аналогов нет. Один агрегат выполняет столько функций – уникальное конструкторское решение!» (Судзуки-сан имел в виду машину «Туман-2»).

И слова мистера Судзуки не выглядели дежурной вежливостью – он увлеченно расхаживал по цеху, брал в руки детали и объяснял на беглом японском (с помощью переводчицы), чем они его радуют. С руководителями производственных участков обсуждали детали организации труда (еще одна сильная сторона, на которую обратили внимание журналистов «высокие гости»). Было видно, что и Судзуки-сан, и его коллеги (Кунио Окада, директор Ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами, и Ёсикадзу Осибе, старший консультант АО «Тойота Инжиниринг») приятно удивлены, встретив такого уровня производство в стране «северных соседей».

Японская делегация провела в Самаре неделю, ежедневно знакомясь со всеми деталями производства. Летом они приедут снова, сам же проект рассчитан на год – иностранные специалисты дадут профессиональные рекомендации и консультации по поводу того, что и как можно (и нужно) улучшить, переделать или реорганизовать. «Это люди с колоссальным опытом практической работы. Мы их слушаем, раскрыв рты. Кое-что даже пока еще не осознали – но всё записали! Будем вникать и учиться», — поясняет Светлана Линник.

IMG_8422

Чисто, светло, технологично…

«Японцы меняют не оборудование, а мозги!»

«У нас тут пока даже офиса нет. Каждый раз, когда встает вопрос, на что потратить деньги – построить офис, или новый склад, или купить станок, — мы выбираем склад, или станок», — рассказывает Светлана Линник. «Коллега, уже тут бывавший», подсказывает вполголоса – у них, руководителей, тут же, в цехах, на верхнем этаже – несколько кабинетов. Мозг как-то отказывается верить в это – в России у «главного начальника» такого большого и уникального производства (с японцами работают!) нет отдельного офиса с лифтами, сверкающими стеклами и армией снующих туда-сюда клерков? Не верю! Но глаза убеждают в правоте услышанного.

Многие на их месте уже бы раздулись от гордости – машины пользуются спросом по всей России, сегодня делают по 350 в год, а в ближайших планах – довести выпуск до 1400.  Региональные склады открыты в четырех регионах РФ (Ростове-на-Дону, Волгограде, Челябинске и Благовещенске), в планах – довести это число до 9. «туманы-2» продаются в Казахстан, Молдову, Беларусь и Украину, на днях подписана сделка с Сербией.

Можно, наверное, уже и на лаврах почивать, снять «пенки и сливки»… Но самарские «агропромышленники» с увлечением рассказывают о том, чему научатся у японцев: «Они меняют не оборудование, а мозги!». «Мудрые посланцы страны Ямато» уже «сразили» самарцев афоризмами: «Хорошо работать и делать хорошую работу – разные вещи!» и «Проблемы – это хорошо, потому что они дают стимул к изменению и развитию!». По словам Светланы Линник, гордость от того, что их заводом заинтересовались такие «гиганты индустрии», испытывают все, от нее до простых рабочих.

В общем, резюмируя – хорошо всё-таки видеть, как бизнесмены не жалуются на препятствия и трудности, а рассказывают об успехах и достижениях. Хорошо слышать, как специалисты мирового уровня хвалят «отечественного производителя». Хорошо осознавать, что на самарской земле кто-то умеет что-то делать по-настоящему хорошо…

Дмитрий Копалиани, специально для «ДП»